Умение эффективно работать с информацией – важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.
1 урок
Информация. Информационная грамотность и информационная культура
Основные понятия:
- информация
- свойства информации
- виды информации
- информационная культура
- информационная грамотность
- этапы работы с информацией
Новая тема
Составьте в тетради конспект по теме, записав определения основных понятий. Используйте в качестве источника Презентацию или видео-урок
Вопросы:
Объясните значение слов (интернет в помощь):
- идентификация
- организация
- реорганизация
- интерпретация
- рефлексия
Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна – пятистрочника (информацию найдите сами)
Тест 1
Дополнительные источники:
2 урок
ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ
Основные понятия:
- измерение информации
- содержательный подход
- алфавитный подход
- кодовая таблица
Новая тема
Составьте в тетради конспект по теме, записав определения основных понятий. Используйте в качестве источника Презентацию или Видео-урок
Информационные связи в системах различной природы
3 урок
- система
- структура
- системный эффект
- системный подход
- информационные связи
- управление
- прямая и обратная связь
Повторение
вопросы к §2
- В чем суть содержательного и алфавитного подходов.
- При угадывании числа в некотором диапазоне было получено 4 бит информации. Какой интервал этого диапазона?
- Какое количество вопросов нужно задать вашему собеседнику, чтобы определить дату и месяц его рождения?
- Объем сообщения равен 11 Кбайт и состоит из 11264 символа. Определите мощность алфавита.
Информация ценна не сама по себе, она нужна для того, чтобы обеспечить успешный результат.
Подумайте, почему человек и животное являются естественными (созданными природой) самоуправляемыми системами? Приведите ещё примеры самоуправляемых систем.
Составьте конспект по теме, используя следующие источники информации:
Приведите пример: когда одна и та же информация в разных системах может быть представлена разными способами.
Проверь себя
ТЕСТ
Задача. Есть 7 мешков с монетами. В шести мешках монеты настоящие (каждая весит 10 грамм), а в одном - все монеты фальшивые (каждая весит 9 грамм). Имея точные одночашечные весы, надо за одно взвешивание определить, в каком мешке фальшивые монеты.
Обработка информации
4 урок
Основные понятия:
- информационный процесс
- обработка информации
- кодирование
- код
- кодовая таблица
- префиксный код
- поиск информации
- метод половинного деления
Повторение
Обоснуйте, почему человек и животное являются естественными (созданными природой) самоуправляемыми системами?
Решите задачу: Есть 7 мешков с монетами. В шести мешках монеты настоящие (каждая весит 10 грамм), а в одном - все монеты фальшивые (каждая весит 9 грамм). Имея точные одночашечные весы, надо за одно взвешивание определить, в каком мешке фальшивые монеты.
Существует два различных типа обработки информации: с получением нового содержания, с изменением формы. . . Презентация / видеоурок
Составьте конспект по теме урока.
Определите, каким способом нужно решать следующие задачи:
Задача 1: У плотника в Бобровой деревне 9 складов, пронумерованных от 1 до 9. Плотник не может вспомнить, сколько складов уже заполнил, но помнит, что заполнял их в порядке возрастания номеров. Помогите плотнику найти первый из незаполненных складов за меньшее число ходов
Задача 2: Закрывая спортивный магазин, продавец обнаружил отдельно стоящую кроссовку. В магазине осталось только девять коробок с обувью той же модели и того же размера. Помогите продавцу найти пару для этой кроссовки.
Найдите решение Задачи 1.
Проверь себя
Передача и хранение информации
5 урок
Основные понятия:
- передача информации
- средства связи
- источник информации
- приёмник информации
- канал связи
- помехи
- избыточность кода
- пропускная способность
- хранение информации
- носитель информации.
Повторение
- Приведите примеры процессов обработки информации, которые чаще всего вам приходится выполнять в жизни.
- Поясните суть понятий “код”, “кодирование”
- Светодиодная панель содержит шесть излучающих элементов, каждый из которых может светиться красным или желтым, или зеленым цветом. Сколько различных сигналов можно передать с помощью этой панели?
Составьте конспект по теме урока, используйте в качестве источникаПрезентацию / видеоурок
Решите задачи:
- Средняя скорость передачи данных с помощью модема равна 30 Кбит/с. Определите, сколько секунд понадобиться модему, чтобы передать 80 страниц текста в кодировке КОИ-8, если считать, что на каждой странице в среднем 96 символов.
- У Васи есть доступ к Интернету по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения им информации 217 бит в секунду. У Пети нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Васи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 215 бит в секунду. Петя договорился с Васей, что тот будет скачивать для него данные объёмом 4 Мбайта по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Пете по низкоскоростному каналу. Компьютер Васи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 512 Кбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах) с момента начала скачивания Васей данных до полного их получения Петей?
Проверь себя
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы»
зачет
Компьютер и его программное обеспечение
Представление информации в компьютере
Основные понятия
- позиционные системы счисления
- арифметические операции в системе счисления с основанием q
- таблица сложения
- таблица умножения
Представление чисел в компьютере
Основные понятия:
- ячейка памяти,
- разряд,
- беззнаковое представление целых чисел,
- представление целых чисел со знаком,
- представление вещественных чисел,
- формат с плавающей запятой, мантисса, порядок